• Версия сайта на казахстком языке
  • Версия сайта на руссокм языке
  • Версия сайта на английском языке
О госпрограмме «Нурлы Жол»

10 апреля в Мажилисе состоялся Правительственный час о реализации госпрограммы инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» на 2015 – 2019 годы (транспортно-логистическая инфраструктура).

Открывая заседание, вице-спикер Мажилиса Владимир Божко поделился впечатлениями от поездок по объектам программы «Нурлы Жол».  В рамках программы необходимо реализовать 11 автодорожных проектов, построить сухой порт «Хоргос», комплекс паромной переправы в порту Курык и три сухогрузных терминала в морском порту Актау. Необходимо завершить прокладку и электрификациювторого железнодорожного пути на участке Алматы-Шу и строительство столичного Аэропорта. 
Реализация программы «Нурлы Жол» является одним из главных направлений «Плана нации: 100 конкретных шагов» по реализации Пяти институциональных реформ. В соответствии с этим Планом Мажилисом было принято 59 законов, Правительством принято более 400 подзаконных актов. 
Отметив положительные моменты г-н Божко сказал  и о проблемах  программы «Нурлы Жол» в плане строительства инфраструктуры и логистики. 
- Главное – срываются сроки ввода участка Алматы–Хоргос, Капшагай-Талдыкорган, затягивается строительство и ввод в эксплуатацию вторых путей железной дороги Алматы-Шу, - сказал В.Божко. - Тоннель между Жамбылской и Южно-Казахстанской областями, который во многом бы мы решить защиту дороги от регулярных заносов, который вместо 2015 года ввода до сих пор не введен. Тоннель строится иранской компанией. На двухсот десяти км из 304,4 км трассы Алматы-Хоргос движение осуществляется по двум полосам одного направления с выездом на полосу встречного движения. И опять, несмотря на заявление, что «в 2016 году эта дорога будет запущена» теперь ее срок перенесли на июль 2017 года. 
Следует отметить, что до сих пор тяжелый транспорт на трассе Хоргос-Алматы вынужден выезжать на три объездные дороги, поскольку в этих местах не доделаны мост, путепровод и водопропускная труба. 
Это положение сложилось в основном из-за безответственного контроля и отсутствия должного спроса на стороны заказчика этого участка трассы - РГП «Алматы ОблЛаборатория» Комитета автомобильных дорог. Хотя есть всем известный «КазАвтожол» того же Комитета. Почему он не работает на этом самом ответственном участке. Вместе с тем сохраняется прежняя ситуация, когда растущий поток опять упирается в работу таможенных органов на границе с Китаем. 
По информации перевозчиков, при досмотре большегрузной фуры на пункте пропуска Жаркент среднее время пропуска составляет более 5 часов. С 8 июня 2016 года большие автомашины с товарами не смогут проходить через КПП «Хоргос» таможенного поста Алтынколь. Такие барьеры по-прежнему определяют низкую пропускную способность и на других пунктах пропуска. 
Заслушав затем доклад и ответы Министра инвестициям и развитию Жениса Касымбека идругих должностных лиц по теме правительственного часа, мы убедились, отметил вице-спикер, что выполнение задач, поставленных Главой государства и заложенных в программе «Нұрлы жол», идет по заданной траектории. Благодаря исполнению программных установок «Нұрлы жол» мы уже сегодня наблюдаем его положительные влияния, о котором Министром доложено, на динамику развития национальной экономики, особенно в таких отраслях как строительство, ростом почти на 7% и в транспорте – более 4%. 
В Рекомендации по итогам правчаса необходимо еще раз обратить внимание на качество проектирования. Мы были свидетелями, когда большие деньги были вложены при реконструкции в начале 2000 годов в дороги Алматы-Кордай. Сейчас ее надо расширять, дорогу Астана – Караганда тоже пришлось переделывать и расширять. Но сейчас двухполосные продолжительные участки предусматриваются на трассе Астана - Алматы, Павлодар - Усть-Каменогорск, Атырау-Астрахань, Центр-Запад, (Астана-Аркалык-Шалкар-Макат). Затем на Правительственном часе прозвучал содоклад председателя Комитета Палаты по экономической реформе и региональному развитию Нуртая Сабильянова. В ходе состоявшегося обсуждения, депутат Сакен Утебаев отметил, что Комиссией по контролю за целевым и эффективным использованием средств и средств выделяемых из Нацфонда при фракции партии «Нур Отан» были рассмотрены вопросы по качеству строительства автомобильных дорог, реализуемых по госпрограмме «Нурлы Жол». И как сказал в частности парламентарий, Министерству необходимо обратить внимание на качество строительства автодорог с применением не апробированных современных технологий. 
В завершение обсуждения депутаты Мажилиса приняли Рекомендации с учетом всех высказанных депутатами предложений.